Платная ежемесячная рассылка «КиберКупаж»

... о новом мире, в котором мы уже живём ...

Про рассылку и 3 преграды на пути её получения


Апгрейд Айтишника #01. Тенденции

Апгрейд Айтишника #01. Тенденции

Пробежимся по самым актуальным для айтишников трендам ближайшего времени. Обозначим возможности и точки роста. Решим какие вопросы в первую очередь есть смысл проработать по каждому из перспективных направлений.


Существует прогноз аж до конца века от Рэймонда Курцвейла (работает в Google, занимает должность технического директора в области машинного обучения и обработки естественного языка), ссылку давать не буду (погуглите по запросу “прогноз Курцвейла” или подождите мою статью с разбором прогнозов разных футуристов). Моё видение далекого будущего отличается от его (в моём варианте присутствует большее разнообразие сосуществующих вариантов), но на кратсокрочную и среднесрочную перспективу почти совпадает.

Вдохновившись дивным миром будущего или наоборот ужаснувшись перспективами киберпанковской антиутопии, кому что больше видится, вернемся к настоящему. Сконцентрируем свой мысленный взор на ближайших годах. Сузим фокус восприятия до роли айтишника, но пока без погружения в детали и нюансы.

Айтишник - это очень обобщенная роль. Будем держать в уме три её аспекта:

  1. профессиональный уровень (глубина познаний и практические навыки в определенной предметной области);
  2. рыночная роль (сотрудник компании, фрилансер, предприниматель с небольшой командой, собственник-руководитель компании) помноженная на разнообразие видов деятельности, отраслей и нишь;
  3. социографические параметры (место проживания и деятельности, образование, возраст, материальное положение, социальное положение и сеть связей, прочие факторы обуславливающие возможности и ограничения для конкретного человека).

Постараюсь игнорировать в статье роли из псевдо-бизнесов.

Начнем с такого понятия, как цифровая трансформация бизнеса. Сейчас, те кто слышал о “цифровой трансформации” в большинстве своём воспринимают это веяние, как очередную моду (а-ля buzzword) или нечто раскручиваемое маркетолагами крупных консалтинговых компаний, вендоров и интеграторов (что отчасти так - эти ребята любят такие штуки). Но для других компаний это уже и не тренд вовсе, а насущная потребность. Кто-то изначально строит свою бизнес-модель с учётом “цифры” (Amazon, Uber, Яндекс), а кто-то вынужден этой самой трансформацией заниматься - иначе бизнесу каюк (например, Сбербанк и на нём, кстати, хорошо видно насколько трудно это происходит в крупных организациях).

Цифровая трансформация - это основной тренд/необходимость для всех компаний и любых субъектов ведущих деятельность по созданию ценности (особнно это касается коммерческого сектора, но не ограничивается им).

В зависимости от конкретной организации (её бизнес-модели, стратегии развития, целевых рынков и клиентов, текущего уровня “цифровизации”, ключевых компетенций и т.п.) и Вашей роли по отношению к ней (Вы можете быть её сотрудником, собственником, оказывать для неё услуги, как компания или фрилансер), потенциально, у Вас есть доступ к некоторому множеству стратегий, подходов, технологий, инструментов и прочих сущностей из цифрового арсенала, которые можно использовать для цифровой трансформации.

Основной тренд ближайших лет

Основной тренд, веер возможностей и ближайший сгусток точек роста лежит в плоскости цифровой трансформации (на английском: digital transformation).

Про цифровую трансформацию и концепции её реализации (например: цифровая экосистема) я буду говорить много. Этому вопросу я посветил существенную часть своей образовательной и коммерческой деятельности. Материалы по теме публикую на сайте Исследовательского центра «Qunafia».

Теперь перейдём ко всему остальному. Начнём широким фронтом, а в последующих статьях будем уходить вглубь, в прикладную плоскость и практику применения полученных осмыслений в ближайшие годы.

Чтобы структурировать и упорядочить наши изыскания нарежем предметную область на слои. В каждом слое элементы собраны и поименованы исходя из разных соображений, перечислю несколько: попытка классификации с профессиональной точки зрения; поиск взаимосвязей; тренды в привычном для широких масс названиях и группировках. Возможны дубли и частичное перекрытие понятий. Главное, составьте для себя многомерную картинку.

Слой 1:

  • Облачные вычисления (Cloud computing)
    • SaaS, Software-as-a-Service;
    • PaaS, Platform-as-a-Service;
    • IaaS, Infrastructure-as-a-Service.
  • Интернет вещей (IoT, включая индустриальный Интернет - IIoT)
  • Большие данные (Big Data)
  • Машинное обучение (Machine Learning)
  • Виртуальная реальность (Virtual reality)
  • Дополненная реальность (Augmented reality)

Слой 2:

  • Беспилотники и мультикоптеры
    • Обслуживание инфраструктурных проектов
    • Сельское хозяйство
    • Видеосъемка и прочая деятельность
    • Системы безопасности и военные дела
  • Робототехника
    • Домашняя
    • Промышленная
    • Военная
  • 3D-печать
    • Индивидуального пользования
    • Промышленная эксплуатация
  • Носимые устройства

Слой 3:

  • Исскуственный интеллект (Artificial Intelligence)
  • Квантовые вычисления (Quantum computing)
  • Кибергизация человека (Human cyborg technology)
  • Когнитивные технологии (Cognitive technology)

а дальше трэш и угар! если серьезнее - просто больше моего ИМХО

Слой 4:

  • Роботы (и слабые специализированные ИИ к ним)
  • Носимые устройства (совершенствование текущих, появление новых)
  • Развитие персонального носимого компьютера (некоторое время модернизация смартфонов; потом возможно очки, затем линзы с миниатюрным суперкомпьютером за пазухой, а после просто подсоединенного к инфосфере)
  • Искусственный интеллект (специализированные AI, в итоге сильный AI, но, сначало дальнейшие успехи на поприще машинного обучения, нейросетей)
  • Кибергизация человека (искусственные органы; импланты расширяющие возможности человека, включая вживление интерфейсов для подключения внешних “расширителей” или для подсоединения к киберсистемам; нанороботы для транспортировки вещест в организме, мониторинга состояния, наноопераций и т.п.; экзоскелеты с нейроинтерфейсом)

Слой 5 (Масштабные инфраструктурные решения):

  • Системы беспилотного транспорта (наземного, водного, воздушного) в рамках умных территорий и в обеспечении сообщений между ними; постепенная смена всего традиционного транспорта на беспилотный
  • Умные территории: кампусы, районы городов и даже целые города (на базе IoT, Big Data, AI, автономная техника); в дальнейшем, появление плавучих и подводных городов в нейтральных водах; автономные поселения в сложных для проживания регионах (включая Антарктиду); космические поселения (на Марсе, Луне, спутниках планет Солнечной системы, небесных телах и искусственных объектах)
  • Роботизация всего массового производства (IoT, Big Data, AI) с последующей заменой роботов на динамические квазипостоянные группы нанороботов
  • Персонализация индивидуального производства (3D-печать), 3D-печать как коммунальная услуга (в связке с рецеркуляцией и повторной переработкой отходов + новые способы и средства доставки расходки для принтеров)
  • Глобальная дополненая реальность (IoT + AR + нейроинтерфейс (сначала: очки, линзы)) - одна из трёх приемнец Интернета
  • Глобальная виртуальная реальность (VR + Digital Clouds + нейроинтерфейс) - одна из трёх приемнец Интернета
  • Глобальная голографическая реальность (развитые средства голлографии сильно завязанные на IoT и нейроинтерфейс)
  • Глобальный конвергентный мир (Глоб.доп.реальн. + Глоб.вирт.реал. + Глоб.голог.реал.)
  • Появление ментала (оригинальный термин для подобного контекста, введён мною для обозначения конвергентной личности, являющейся металичностью для: того, что мы сейчас называем личностью человека + все его цифровые альтер-эго + персональные полуавтономные устройства ассоциированные с личностью) - одна из форм приемнец человеческого вида
  • Электроэнергия от возобновляемых источников энергии (коммунальные + индивидуальные) объедененных в сети.
  • Внедрение блокчейна в государственный; финансовый и прочие коммерческие сектора
  • Технологии предоопределения (на уровне генома), физиологической оптимизации (оптимальные стратегии жизнедеятельности с использованием комплекса биохимии, нанороботов, постоянной диагностики в реальном времени состояния здоровья, возможно вмешательства на клеточный и субклеточный уровень “на лету”) и продления жизни (включая технологии гибернизации, замены органов, омоложения на генном уровне)
  • Онлайн-обучение (во всех “реальностях”), с использованием всего спектра новых технологий
  • Беспроводные технологии во всех аспектах жизни и деятельности людей (кроме инфраструктурных системообразующих решений) - всё что можно и удобнее для людей передавать/получать по воздуху или иным проводящим средам будет осуществляться без лишних посредников (в основном речь о проводах)
  • Персонофицированный контент и сервисы (“Интернет всего для человека одного”) с привязкой к универсальному ID человека (в моём долгосрочном прогнозе к ID ментала)

Слой 6 (Направления деятельности в организациях, которые претерпять сильные изменения. Кратко - каснётся всех направлений):

  • НИОКР, R&D, разработка, творчество, изобретения и т.п. (новые формы социального взаимодействия - краудсорсинг, соревнования, аукционы; привлечение сначала слабых специализированных ИИ, затем продвинутых гибридных (экcпертных систем и ИИ) систем - предтечей сильных ИИ (например, то во что превращается IBM Watson), а затем и сильного ИИ)
  • Финансы (доминирование безконтактных мобильных платежей (сначала со смартфонов, потом с носимых устройств, вплоть до нейроинтерфейсов); фин. инструменты с использованием технологии блокчейн, микроплатежи и кредиты, автооперации между элементами IoT-сетей; появление альтернативных привычным денежным средствам инструментов иначе выражающих ценность)
  • Ключевые бизнес-процессы конкретной организации (адаптирующиеся под потребности в реальном времени, оперирующие данными с помощью технологий а-ля Big Data и AI)
  • Сотрудники (огромнейшее разнообразие форм сособственности, условий участия и оценки создаваемой ценности)
  • Маркетинг (омниканальный персонифицированный подход к клиентам, вовлечение клиентов во все уместные для всех сторон бизнес-процессы организаций, дополнение или замена традиционных инструментов обмена ценностями)
  • Организации как конвергентные экосистемы (создают свои и занимаются их орекстровкой и заданием векторов развития или участвуют в уже существующих, возможно стараются доминировать в конкретных нишах; специализированные кросс-экосистемы, сконцентрированные на очень конкретном психографическом (или созданный по иным метрикам, например временные срезы Big Data с выявлением открывшихся рыночных возможностей и созданием в них мгновенных монополий) профиле “клиентов”)
  • Безопасность (огромный пласт различных аспектов кибербезопасности)
  • Цифровой HR

Слой 7 (Технологические тенденции, которые привели к появлению новых бизнес-моделей)

Слой основан на исследованиях швейцарского университета Санкт-Галлена (Оливера Гассмана, Каролин Франкенбергер, Микаэла Шик, в сотрудничестве с Эльгаром Фляйшем и его командой)

  1. Социальные медиа как ключевой фактор налаживания контактов с клиентами (Social media as a key feature to engage with customers)
  2. Сообщества и сети (Sharing community and networks)
  3. Бесплатные (Freemium) и платные дополнительные возможности (Physical Freemium and digital Add-on)
  4. Оцифрованные продукты (Digitally reloaded products)
  5. Сенсор как сервис (Sensor as a service)
  6. Интеграция виртуальной и физической реальности (Integrated digital and physical experience)
  7. От аналитики к крупным массивам данных (From analytics to big data)

…продолжение будет в следующих статьях